Каширская дорога

Появление первых заметных грунтовых путей в лесных краях Руси надо, по-видимому, относить к периоду окончания их славянской колонизации, когда, по выражению летописца”начали пути деять и мосты строить”. А это могло быть не позднее Х-XI веков, а возможно и еще раньше, так как в Русской Правде имеется первое упоминание о взымании мыта на мостовых переправах через реки (“урок мостников”). Это говорит за то, что в Х-ХI вв. уже существовали какие-то дороги проезжие – иначе не было бы надобности существовать мостам и пошлинам на них. Появление сухопутных дорог в Подмосковье следует все же отнести к той же поре раннего феодализма на Руси,когда первые поселения на том месте, где ныне расположена Москва и ее ближайшие окрестности, уже были втянуты в сферу хозяйственного освоение занимаемой территории и обменно-торговых связей с соседними землями или городами, как, например, Новгородом, Черниговом, Смоленском, Тверью, Ростовом Великим и др. Поэтому надо полагать, что ко времени основания Москвы в этой части земли Ростово-Суздальского княжества помимо путей речных имелись уже более или менее наторенные и протяженные грунтовые дороги, которые вряд ли многим отличались от нахоженных путниками и наезженных всадниками троп. По мере заселения подмосковного края шла расчистка лесов под пашни и селения. Сокращение же лесных площадей вызвало в свою очередь понижение уровня грунтовых вод, а это сказалось на обмелении рек и усыхании болот. Все это, безусловно, способствовало развитию местных грунтовых дорог, с устройством на сырых или заболоченных участках гатей и примитивных мостовых переправ на ручьях и речках. Позднее же, в связи с экономическим развитием края, с расширением политических и торговых связей удельных и великих князей эти первые грунтовые дорожные следы начали постепенно превращаться в наезженные торговые дороги, пересекавшие значительные лесные пространства. Однако по этим лесным дорогам гужевое движение могло происходить главным образом в зимнее время, так как в иное время года, а особенно весной и осенью, они были трудно проходимы для колесного транспорта. Начиная со времен Батыева погрома Северо-Восточной Руси (ХIII в.), в этой лесной стороне подмосковного края значительную роль в развитии грунтовых дорог сыграло монголо-татарское засилье на Руси, Частая езда русских князей в ханскую Орду 10 и частые наезди и разъезды ханских чиновников (баскаков) для переписей населения в целях исчисления налагаемой ханом дани, сами сборы этой дани, а также и частые разбойные вторжения ханских орд и полчищ и движения оборонных русских ратей для борьбы с ними и для междоусобных сражении – все это, безусловно, способствовало торению старых и прокладке новых дорог и троп. Широкая строительная деятельность Ивана Калиты в самой Москве и его территориальные расширения (“примыслы”) Московского княжества пробудили новые потребности в расширении дорожной сети. Именно в это время (начало ХIV в.) налаживается большой путь из Москвы в Золотую Орду. Из древних грунтовых дорог, ведших из Москвы в Коломну известны три. Так, согласно древним сочинениям о Мамаевом побоище явствует, что русские рати из Москвы двигались по указанию вел. князя Дмитрия Ивановича на сборное место в Коломну тремя дорогами: Болвановской, Бращевской и Котловской. Котловская дорога, как и Брашевская, пролегала через деревню Котлы (от нее и название дороги). А далее, начиная от развилки с нее на Серпухов и Каширу, шла по последней. Поэтому Котловская дорога являлась, собственно, той же Каширской. Этот путь на Коломну считался в те времена обычным, как наиболее безопасным от всяких случайных и неожиданных дорожных татей и т.п. опасностей.

По нашим понятиям, большие дороги и вообще удобные пути сообщения являются всегда несомненным благом, но в условиях жизни Руси в средние века были особые обстоятельства, которые заставляли население смотреть на это дело иначе и избегать близкого соседства с большими дорогами. При больших дорогах крупные селения стали возникать и образовываться значительно позднее, в XVII в., когда страна вступила в новый период истории, обусловленный усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок.

Московские князья по требованию золотоордынских ханов должны были организовать прием и проводы ханских «послов». Послами тогда называли вообще всяких агентов Золотой Орды, которые часто, по разным делам и поводам, приезжали в Москву. Они являлись на Русь как хозяева, в сопровождении вооруженной охраны, а под их покровительством приходили большие караваны торговых людей с различными товарами и косяками степных лошадей, находивших на Руси всегда хороший спрос.
От проходов татарских послов и караванов страдали преимущественно обитатели селений возле южных дорог Подмосковья, но по всей Руси тяжелым бременем для придорожных селений были частые проезды княжеских гонцов и ратных людей. По обычаям того времени, они имели право только на постой, а кормы себе и лошадям должны были покупать «ценою», т. е. по добровольному соглашению. На деле ратные люди и гонцы постоянно нарушали этот обычай и вызывали бесконечные жалобы населения. Хорошо еще было, если ратные люди шли большими соединениями под начальством воевод, которые поддерживали дисциплину и не позволяли «обижать» население. Но в большинстве случаев ратные люди сходились со всех концов Руси на сборные пункты мелкими партиями или даже в одиночку и таким же порядком разбредались по домам после службы. Население жаловалось, что гонцы и ратные люди берут кормы не ценой, а «сильно», травят и вытаптывают лошадьми посевы и покосы и обжигают «хоромы», т. е. употребляют на топливо «нутро избяное», все, чем можно обогреться.

Не менее серьезной опасностью на больших дорогах являлись разбои. При Иване Калите и долгое время после Калиты, и в XV, и в XVI, и даже в XVII веках, разбои, конокрадство и «татьбы» на больших дорогах были постоянной угрозой для жителей придорожных селений. Недаром сложилась и удержалась на много веков поговорка: разбойник с большой дороги – поговорка, которую многие употребляют иногда до наших дней, не всегда даже понимая ее историческое происхождение.
В мелких деревнях, разбросанных в непроходимых лесах, за мхами и болотами, жилось безопаснее, чем при больших дорогах. Во-первых, лихим людям здесь была небольшая пожива, а главное, что такие селения защищало бездорожье и невозможность ни добраться до них, ни выбраться из них, не оставив после себя следов. Спокойнее всего жилось в таких деревушках зимой, когда глубокий снег заносил все дороги.

Дороги в основном проходили в обход глубоких оврагов от чего нередко петляли.Отсюда идет поговорка”Семь загибов на версту”.

В Рязанскую землю и на Дон отправлялись по Каширке. Каширка изначально начиналась у Котлов и проходила через Большой овраг(приблизительно как и сейчас)на Фроловский ям на Пахре, затем на Шибанцево, Купчинино, Князеве и Каширу.

Позже(после 1849г)Каширка отделялась от Серпуховки после Большого оврага речки Жужы и шла по водоразделу между речкой Чертановкой и рекой Москвой.Далее у деревни Беляево была развилка-каширка на юг,и дорога на восток, в Братеево, Борисово, Беседы.

Пo старинному Каширский тракту,в Москву купцы Орла, Тулы, Ельца и других городов ежегодно в сентябре-октябре гнали гурты крупного и мелкого рогатого скота.В 1765 г., например, по нему прошло 28453 головы скота.

Каширка была торговой дорогой.В Списке населенных мест Московской губернии за 1859 год говорилось:”Дорога почти всю зиму покрыта обозами с хлебом идущим из Тульской губернии”. В черте нынышней Москвы Каширка шла через Беляево,Шайдрово,Хохловку,Черную грязь и Орехово.
При создании Василием Голицыным в XVIIв. прудов,дорогу провели по шипиловской плотине,мимо Сабурово и Шипилово.

За деревней Орехово заканчивался Московский уезд и начинался Подольский. В 1972 году Каширское шоссе,именнуемое так с XIX века,вновь меняет направление и проходит от Сабурово по Борисовским мостам,соединяясь со старой дорогой в районе т.н.Орехово-3(Остановка на старой каширке:Орехово 1-в районе метро Орехово; 2-в районе магазина Белград; 3-в районе пересечения каширки и Ясеневой улицы).

В окрестностях каширской дороги до массовой застройки района сохранялись почти у каждого поселения курганы вятичей 13-14 веков,что свидетельствует о плотном заселение этих мест.Курганы были в Борисово,Зябликово,Братеево,Царицыно.Лишь в Царицыно сохранилось три группы курганов.
Как и все южные дороги каширка одной из первых подвергалась опустошению от набегов снепняков
-золотоордынских и крымских татар:
1237-Батый,1382-Тохтамыш,1408-Едигей,1521-Мухаммед-Гирей,1571 -Девлет Гирей,1591-Казы-Гирей.
В 1176,за 60 лет до прихода на русь татар здесь прошло на Москву обьединенное войско половцев и рязанцев.

Междоусобные войны пожалуй наносили больше ущерба населению чем набеги из вне,так как происходили гораздо чаще.При этом простое население враждебного князя воспринималось как чужое и пополняло ряды “челяди”или продавалось на восточные базары.

Опричнина и смута также не способствовала заселению южного подмосковья.

В 1592-93 годах по Московскому уезду числятся двести восемьдесят с половиной селений и двести пятьдесят три пустоши,в 1616 году-девяносто одно селение и двести восемьдесят восемь пустошей.Через десять лет-сто пятьдесят пять с половиной селений и четыреста двенадцать пустошей.

Лишь с воцарением сына Грозного-Федора в Московсковском царстве на время натупает спокойствие.Правда дабы остановить бегство крестьян с боярских земель был отменен”Юрьев день” и возникло”крепостное право”силой сдерживающие крестьян на дворянских и государственных землях.
При Борисе Годунове,в результате неурожая несколько лет подряд-начинается голод.Возникает новая смута приведшая на русь интервентов-поляков и шведов.

Татары также не упускали возможности воспользоватся смутой и в 1609 году 40000 войско их увело в полон бесчисленное множество людей,несчитая убитых и раненых.

В 1618 году,выполняя задание Польши,отрабатывая полученные привилегии,на соединение с польским королевичем Владиславом двигался по Каширской дороге гетман запорожского войска Сагайдачный.По другой версии он двигался по Коломенской дороге,ибо перейдя Оку в районе Каширы и уничтожив до основания этот город(Через год его восстановили но уже на правом берегу Оки),далее он сжег село Бронницы(ныне город).Возможно по Каширской дороге шел с немногочисленным войском его союзник-будущий гетман Михаил Дорошенко.Хотя в XVII веке еще существовала древняя Шубинская дорога на Коломну,кою позже вытеснила Каширка.Шубинка начиналась от нынешней Каширки,у села Фроловский Ям,далее шла на Рождественнский погост и на Бронницы.(С небольшим изминением дорога продолжала существовать вплоть до XX века,с названием Бронницко-Подольское шоссе.Некоторые ее участки и сейчас существуют.)

По Шубенке войска гетмана вполне могли идти.

В районе Котлов Сагайдачного встретили бояре, но боя дать не решились и он беспрепятственно соединился с главными силами поляков .

Меньше чем через 200 лет после смуты в 1812 году по каширской дороге покидали столицу войска и москвичи,а затем отступали войска наполеоновского маршала Мюрата-неаполитанского короля.Почти все окрестности каширки были разграблены,повезло разве что Зябликово.

В XVII веке часть Московского уезда,находившаяся по левому берегу реки Москвы называлась-“Замосковная половина”. Та же часть что была на правом берегу-“Зарецкая половина”.

Поселения вдоль каширкой дороги входили в “Ратуев Стан” и “Пехрянскую десятину”. Среди современных московских географических названий — топонимов — лишь однажды встречается слово «стан» в сочетании Теплый Стан. Три века назад на территории современной Москвы (в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги) их было восемь (в названиях сохранено своеобразие русской транскрипции XVII века): Васильцов; Горетов;Копотенской;Манатьин Быков Коровин;Ратуев;Сетунской; Сосенской; Чермнев.

С юго-востока, вклиниваясь, к городу выходили земли княжеских сел, обосновавшихся вдоль долины р.Москвы (Коломенское, Нагатинское, Капотенское, Островское, Орининское). Уезды делились на станы и волости. По документам допетровской эпохи понятия «стан» и «волость» равноправны, но «станы» встречаются раза в два чаще. Площадь стана XVII в. (или волости) раза в три-четыре превышала размер современного среднего района Москвы. Административное деление Московского государства XVII века, вопрос весьма сложный в русской историографии – эта неопределенность и непостоянство тогдашних границ уездов, станов, волостей. Наряду с государственным административным делением существовало церковно-административное деление на десятины. Патриаршая область (Московская) делилась на десятины, которые не имели никакого отношения к административным территориям уездов и станов. Начало деления на десятины точно не определено, но известно, что десятины существовали уже в XVI столетии.

В сёлах волости причт церковников жалования не получал, священнослужители имели пахотные земли и сенокосные угодья и работали на земле сами, за исключением богатых приходов. Священник села Борисова отец Максим имел пять зависимых людей, которые обрабатывали 12 десятин пашни.
В результате Петровской реформы,в 1708 году возникло новое административное деление – губернии.Окрестные поселения вошли в Московскую губернию,Московский уезд,Коломенскую дворцовую,а позже и в Черногрязскую (Царицынскую)волость.Лишь Зябликово относилось к Подольскому уезду.Правда на короткий период 1781-1796 восточная часть Подольского уезда была в составе Никитского уезда.

В XIX-нач XXв.окрестные селения относились к пятому стану Московской губернии. Коломенское, Садовники, Дьяковское входили в Нагатинскую волость.Остальные в Царицынскую волость.Зябликово относилось второму стану Подольского уезда,Островецкой волости.

После революции,14 января 1929 года Московская губерния преобразована в область.Вместо уездов созданы районы,а волости преобразовали в сельские округа.Царицыно переименновывают в Ленино,а Царицынская волость пробразована в Ленинский район.Часть района не вошедшего в состав Москвы и сейчас существует,с центром в городе Видное,сохранив старое название-Ленинский.

Во время Великой Отечественной здесь двигались на южный фронт войска,обратно везли ранненых в московские госпиталя.Один из таких госпиталей находился в Царицыно,в волостной школе,которая в данный момент представляет из себя после очередного разграбления в 90х годах,груду развалин.
В октябре 1941 года по линии Царицынских и Борисовского пруда строились оборонительные сооружения,т.н.”Главный рубеж”распологавшийся на расстоянии 15-20 км. от центра Москвы. Рубеж состоял из двух полос и был укреплен дзотами и дотами.

В 1956 году начинается строительство Московской кольцевой автомобильной дороги(движение открыто в 1962г.)

В августе 1960 году Коломенское и Царицыно входят в состав Москвы.Вплоть до ноября 1968 года относятся к Пролетарскому району,затем на их территории создается Красногвардейский район.

В 1991 году,в результате очередой административной реформы входят в южный округ Москвы.

Share to Facebook
Share to LiveJournal
Share to Odnoklassniki
Share to Google Plus
Share to MyWorld
Share to Yandex

Comments are closed.

Реклама


СПРАВОЧНЫЕ СЛУЖБЫ

• пос. Развилка

(498) 657-20-01

•пос. Развилка и Ленинский район

(495) 541-99-99

Multilanguage
RussianEnglishAfrikaansArabicChinese (Simplified)DanishDutchEnglishFinnishFrenchGermanGreekHindiIrishItalianKoreanPersianPortugueseRomanianSpanishThaiTurkishWelshYiddish

Технологии Перевод
Информеры

Пробки в Москве на Яндекс.Картах

Яндекс.Погода

Развилка в сетях

Контакты
По всем вопросам работы этого сайта обращайтесь:
• (499) 755-57-79
Электропочта